Интернет-проект ученика 6 "б" класса Солдатова Егора.
Руководитель - учитель математики и информатики Торкова А.В.
Школьный краеведческий музей имени Б.П. Кулагина.
Хорошо, что в школах есть музеи.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе все-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.
(Автор Кирилл Лузин)
Школьное краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает у обучающихся основы нравственности, гражданственности и патриотизма, помогает им лучше понять действительность, искать достойные примеры не только в настоящем, но и в прошлом, обогащают душу и насыщают их окружающий мир. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Значительные исторические события прошлого и настоящего, которые рассматриваются через призму конкретной личности или конкретного предмета, становятся более понятными для ребят, приобретают особое воспитательное и образовательное значение.
Средняя школа №4 г в этом году отмечает свой 85-летний юбилей. За это время здесь прошли свое становление несколько поколений тейковчан. Школа гордится своими учениками и выпускниками, многие из которых стали известными в нашей стране и за ее пределами людьми. Это поэтесса Маргарита Агашина, прозаик Владимир Смирнов, Герой Социалистического труда, руководитель объединения «Горизонт» Виталий Калинкин, ученые, врачи, учителя, инженеры и так далее. Здесь учили детей уникальные педагоги, которые помимо своей непосредственной образовательной деятельности, внесли большой вклад в развитие истории нашего города и области. Это доктор филологических наук Котков Сергей Иванович, учитель-краевед Кулагин Борис Павлович и многие другие. И поэтому, наверное, неслучайно здесь вот уже 54-й год существует и активно работает школьный краеведческий музей, который в настоящий момент носит имя его основателя, Бориса Павловича Кулагина.
Вначале это была музейная комната в спортивном зале, в которой располагались стенды по истории школы, тейковского хлопчатобумажного комбината и Великой Отечественной войны. Идейный вдохновитель создания школьного музея ветеран Великой Отечественной войны, учитель истории Кулагин Борис Павлович понимал, как важно оставить будущему поколению воспоминания о великом прошлом страны. Он организовал школьников, учителей, родителей на сбор материалов. Их стараниями музей обогатился большим количеством исторических предметов. В 1976 году музей паспортизирован. С 1984 года школьный краеведческий музей после реконструкции занимает 3 зала. Первый зал – это история природы, быта и труда русского народа. Второй – история развития промышленности и сельского хозяйства в 19 – 20 веках, история революционного движения и Великой Отечественной войны. Третий зал посвящен истории школы. В настоящее время в фондах музея насчитывается 10350 экспонатов, большинство из которых являются подлинными. Каждый год в музее пополнение: и экспонатами и юными любителями истории и краеведения.
В школьном музее стараниями его создателей и руководителей Кулагина Б.П., Полунина К.Н., Синайского Е.Н. и Кочкаревой Н.С. хранится большой материал по истории нашего города и края. Здесь предметы быта, труда и одежда разных веков, материалы раскопок, проводимых в селе Сахтыш, книги, журналы, газеты 19-20 веков, учебники, школьно-письменные принадлежности, фотографии, документы (паспорта, свидетельства о рождении, удостоверения, завещания, грамоты, свидетельства об окончании учебных заведений 19-20 веков, письма), деньги, медали и т.д.
Экспозиции рассказывают об истории развития страны, революционном движении в России, гражданской войне, первых социалистических пятилетках, об участии тейковчан в Великой Отечественной войне и работе в тылу, об истории школы и молодежных организаций в городе и крае, об истории и работе известного в области текстильного предприятия, созданного в 18 веке купцами Каретниковыми.
В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива.
Ценность тематических экскурсий заключается в том, что учащиеся более детально знакомятся и с историей экспонатов, их владельцами, судьбой связанных с ними людей, а также изучают в целом историю и культурное наследие русского народа.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Кому не знакома эта простая истина? Однако в наше высокотехнологичное время дети предпочитают получать информацию дистанционно, посредством общения с компьютером. Человек, не умеющий видеть и ценить красоту, не станет и беречь ее, не будет гордиться принадлежностью к культурным достижениям своего народа, а, следовательно, не сможет стать настоящим гражданином. Избежать этого недостатка в воспитании юных граждан может помочь школьный музей. Повышение уровня познавательной активности личности происходит благодаря исследовательской работе.
Ежегодно учащиеся школы ведут поисковую работу по разным направлениям. С материалами поиска они выступают на Днях Науки, краеведческих конференциях, на городских и областных конкурсах. И эти экспозиции используются в урочной и внеурочной деятельности школы.
При подготовке к празднованию 65-летия Победы Совет музея выступил инициатором создания в городе памятника труженикам тыла. Учащиеся с данным проектом участвовали на муниципальном и региональном этапах Всероссийского конкурса «Я – гражданин России». Результатом этой работы стала установка в 2010 году памятника труженикам тыла недалеко от школы. Кроме этого ребята участвовали в выпуске книги памяти о тружениках тыла и в акции «Возьми в пример героя», результатом которой стала установка в школе мемориальной доски учителю школы, участнику Великой Отечественной войны Синайскому Евгению Николаевичу.
К 70-летию Победы над фашисткой Германией музей с юными краеведами принял участие в областном слете юных патриотов, а также в создании книги «Детство, опаленное войной», в которой собраны сведения о тейковчанах, относящихся к категории дети войны. Эта работа была проведена совместно с городским советом ветеранов.
В год 75-летия Победы, осложненном эпидемиологической ситуацией в связи с пандемией COVID, музей принял участие в двух региональных конкурсах школьных музеев «От героев былых времен», где занял призовое место. Большая работа была проделана с подбором материалов для областной книги памяти «Учителя в солдатских шинелях».
Музей создавался и пополнялся многими поколениями школьников. Фактически все учащиеся, так или иначе, проходили школу музея: в роли экскурсоводов, оформителей или в составе отряда «Наследие». Ежегодно школьный музей посещает большое количество людей. Это учащиеся своей школы и других школ города, колледжей, воспитанники детских садов, жители и гости города.
Школьный музей является побудителем творческих способностей детей, способом улучшения и углубления контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса. Здесь педагоги черпают для своих уроков фактический материал и используют его при проведении уроков истории, литературы, биологии.
Музей – это центр патриотического воспитания. Главная цель школьного краеведения - воспитание у каждого школьника любви к Родине, которая начинается с любви к своей малой родине, городу, школе; воспитание у школьников бережного отношения к традициям народа, семьи, школы и стремление сохранить их и преумножить.
Воспитание гордости за свою страну осуществляется путем глубокого изучения истории своего родного края. Через воспитание у детей любви к своему отчему краю, малой родине, формируется у них понимание сопричастности своего родного села, к судьбе своего Отечества, а значит, воспитывается у молодого поколения патриотизм.
Фотоальбом школьного краеведческого музея.
Публикации о школьном музее:
Школьный музей открывает двери
Она посвятила жизнь краеведению
О развитии краеведческого музея
Школьный краеведческий музей им. Б.П. Кулагина
В школьном краеведческом музее прошло мероприятие, посвященное 100-летию нашего земляка